+7(495)055-17-47

АВТОМОТОШКОЛА Р-АВТО

Пять правил безопасного вождения (управления автомобилем).

Первое правило: «учись предвидеть». Невнимательность, превышение скорости, несоблюдение дистанции, а самое главное нарушение правил безопасного вождения... в каждом транспортном происшествии причины свои. Есть в них и одно общее обстоятельство - если бы у водителя в запасе было две-три дополнительные секунды, когда возникла опасность на его пути, то ДТП удалось избежать. Т.е. общей причиной подавляющего большинства дорожно-транспортных происшествий является то, что водителю не хватило времени на принятие необходимых мер. Поэтому необходимо ответить на вопрос - где взять две-три, а иногда даже половину или четверть секунды, от которой зависит случится ДТП или удастся его избежать.

Именно для этого сформулировано правило «учись предвидеть». Дело в том, что вы никогда не снизите для себя степень риска, и не станете «безаварийным» водителем, если будете реагировать, согласно правилам безопасного управления автомобилем, на опасность, которая уже находиться непосредственно перед вашим капотом. Принимать необходимые усилия нужно всегда за некоторое время до того, как она становится реальной угрозой. Т.е. грамотный водитель всегда отслеживает не саму возникшую угрозу на дороге перед своим бампером, а предпосылки к тому, что произойдет в ближайшие несколько секунд. Поэтому мы и говорим, что если вы умеете предвидеть развитие дорожно-транспортных ситуаций, то у вас есть масса инструментов для того, чтобы предотвратить ее нежелательное развитие в виде ДТП.

Этому как раз обучают в автошколах, где ведется качественная подготовка учащихся. Конечно, это целое искусство. Водитель наблюдает за окружающей обстановкой, выделяет из потока находящихся вокруг него и движущихся объектов именно те, которые требуют более пристального внимания, готовится к встречи с возможной опасностью, чтобы в момент, когда она станет реальной, можно было быстро и правильно среагировать. Классический пример: наезд на пешехода ребёнка. Как правило, ребёнок выскакивает на проезжую часть из-за препятствия, ограничивающего обзор водителю: из-за угла автобуса, куста, дерева... Взрослый пешеход обычно так не делает. Он сначала осмотрится по сторонам, а затем начнет пересекать проезжую часть. У ребёнка такой практики нет. И если водитель, приближаясь к препятствию, затрудняющему ему обзор, неправильно оценит ситуацию, а стечение обстоятельств сложится так, что именно в этот день,а не вчера или через две недели спустя, тот выскочит ему под колеса, то произойдет названное происшествие. «Нам каждого угла нужно опасаться?», - спросят автомобилисты. Фактически, - да, в этом и проблема. Такой случай может случиться именно в этом месте раз в пятьдесят лет, но этого одного раза будет достаточно, чтобы поломать жизнь и себе и этому ребенку.

Что же делать в ситуации, когда бесконечный поток неправильно припаркованных автомобилей закрывают нам обзор?

Гарантии безопасности может дать движение с такой скоростью, которая позволит быстро остановиться в случае неожиданного появления пешехода. Однако это бы обозначало, что скорость передвижения по городу составила 20 км/ч. Конечно, это невозможно, т.к. означает полный паралич транспортной системы крупного города. Вместе с тем, мы говорим о том, что степень риска можно снизить.Увеличивая боковой интервал до припаркованных автомобилей и др. объектов, водитель снижает для себя степень риска. При этом, даже не успевая затормозить перед неожиданно возникшим препятствием, водитель сможет вырулить, объехать его, или дать возможность пешеходу заметить водителя и остановиться самому. Из таких мелочей, на которые многие водители не обращают внимания, складывается общая картина и повышается общая степень безопасности вашей езды.

Второе правило: «будь готов к худшему». Прогнозировать мы можем одно, а ситуация будет развиваться совсем по иному пути. Поэтому, во-первых: нужно понимать, что вариант всегда не один единственный, их всегда бывает несколько, как минимум два - три; и, во-вторых: всегда как и с прогнозом погоды, есть вариант прогнозирования не менее вероятный. Точно так же происходит и здесь: если мы прогнозируем, что вот сейчас эта машина, включившая поворотник, свернет в эту сторону, а пешеход, который её пропускает, сразу после этого будет переходить дорогу, скорее всего оно так и будет, (исходя из нашего опыта). Но ситуация может случиться иначе. Так вот, правило номер два, которое называется, «будь готов к худшему», заключается в том, что водитель должен ориентироваться на тот прогноз ситуации, который поставит его в наиболее сложное положение, и создаст дополнительную опасность. Дальше уже по поговорке: если вы готовы к худшему, значит вы готовы ко всему.

В случае, когда ситуация будет развиваться для вас наиболее легким способом, то водитель сможет предотвратить ДТП с гораздо большей вероятностью. Несоблюдение этого правила становится причиной ДТП не только начинающих, но и водители, с большим стажем управления. Довольно часто опытные водители попадают в ситуацию, когда, подготовившись к наиболее вероятному варианту ситуации, они забывают, что та может пойти по непредвиденному пути. Например. Два автомобиля, двигаясь в попутном направлении, едут друг за другом, приближаясь к перекрестку со светофором. Горит зеленый. Первый автомобиль подъезжает к светофору. В это время зеленый свет переключается на желтый. Подавляющее большинство водителей, не желая терять время, «проскакивают» на желтый свет. Это не противоречит правилам движения, т.к. водитель ближайшего к перекрестку автомобиля уже не успевает остановится, не предпринимая резкого торможения. В это время второй автомобиль прибавляет газу, и они вместе обычно заканчивают проезд перекрестка. Но на 1000 водителей, которые действуют таким же образом, может найтись один, который или никуда не торопился, или просто был слишком осторожным. Вместо того, чтобы проскочить перекресток, он, наоборот, применит торможение. Происходит ДТП. Вот классическая ситуация, которая говорит о том, что водитель второго автомобиля не был готов к наихудшему развитию событий и не соблюдал необходимую дистанцию и скорость.

Третье правило: «не обольщайся». Представьте себе человека, который только что получил водительские права, самостоятельно сел за руль. Инструктора рядом с ним больше нет, и естественно, он находится в тревожном состоянии первое время. Что спасает начинающего водителя от немедленного попадания в ДТП? Главным образом, он боится, окружающей дорожной обстановки. Благодаря этому, перестраховываясь, старается не рисковать там, где можно без этого обойтись. Условно говоря, едет со скоростью 40 км/ч, чтобы ничего не случилось, и, чаще всего, по одному или нескольким маршрутам. Действительно, поначалу это помогает. Постепенно, со временем, приходит опыт. Затем у начинающего водителя возникает ложное представление о своем мастерстве. Соответствующей реакцией становится желание расширить границы возможного и с каждой новой поездкой ездить чуть более расковано, чем в прошлый раз. Часто, дорога расставляет все на свои места: такого водителя что-то пугает или происходит ДТП.

Согласно некоторым исследованиям наибольшее расхождение между реальным водительским мастерством и тем, как водитель воспринимает свое мастерство, происходит на уровне 5000 тысяч пройденных километров, (примерно два - три месяца самостоятельного вождения). И действительно, при таком водительском стаже наблюдается первый всплеск дорожно-транспортных происшествий. Адекватная же оценка своего уровня происходит примерно на уровне ста тысяч километров (около 5-6 лет за рулем). После такой практики можно говорить о мастерстве (если, конечно, водитель не ездил как попало). В этом заключается третье правило: не надо обольщаться до тех пор, пока вы действительно не станете настоящим водителем.

Четвёртое правило: «следи за собой». Во время обучения в автошколе, инструктор следит за действиями учащегося (если обучение происходит в хорошей автошколе) и во время указывает на ошибки. К концу обучения, некоторые от этих советов уже устают, в этом признаются сами выпускники. И вот, наконец, начинающий водитель на своем автомобиле выезжает на дорогу один: свобода! Собственно ошибки, допускаемые учащимся автошколы во время обучения, могут остаться и после ее окончания, но если раньше на эти ошибки обращали внимание, то теперь нет. И вот здесь наступает момент, когда от дальнейших действий начинающего водителя будет зависеть очень многое. Если водитель не будет контролировать свои ошибки сам, соблюдать правила безопасного вождения, то очень быстро потеряет полученные навыки. В автошколах, к сожалению, об этом часто не предупреждают.

Например, в какой-то спокойной ситуации водитель забыл включить указатели поворота, совершая перестроение. Ничего страшного не произошло. Подумал: «что такого, никого же не было и никому вреда не принесло». И не попадет он в ДТП, когда забудет его включить в следующий раз на пустой дороге, и еще через раз, и еще через 258 раз. Но вот на 259-ый или на 5417-ый раз что-то пойдет не так и это сыграет свою роковую роль. Но поскольку будет 5418-ый раз, действие войдет в привычку и избавиться от нее крайне тяжело. Водитель, конечно, может сказать себе, что с ближайшего понедельника или с первого числа нового месяца, я начинаю новую жизнь, делаю по утрам зарядку и строго соблюдаю правила дорожного движения. Но сами знаете, это не всегда удается. В некоторых случаях, даже после совершения ДТП водитель все ровно не может отказаться от тех привычек, которые у него сидят, как говорится, уже «в крови». А откуда они взялись и на каком этапе, - не понятно. Именно поэтому столь важное значение принимает выбор автошколы. Только в той автошколе, которая тщательно подходит к кадровому вопросу, системе обучения, можно быть уверенным в качественном обучении.

Пятое правило: «учись на своих ошибках». Два водителя совершают аварийную ситуацию. Может быть кто-то пожалел этих водителей, уступил и не стал доводить до ДТП. По результатам каждый оценивает свои действия. Один скажет: «Ну обошлось, и слава Богу»; весело насвистывая, поедет дальше. А другой, отмотает все события назад и попробует восстановить эту картину; как создавалась эта аварийная ситуация. И честно ответит себе на три вопроса. В чем была проблема, что я сделал не так, и, наконец, как было нужно поступить, если такая ситуация возникла снова. Это важно. Иначе случай быстро забудется. А поскольку дорожные ситуации, так или иначе, многократно повторяются с разной частотой, похожий случай произойдёт. И потребует от водителя соблюдения правил безопасного управления автомобилем. Тут-то и поможет пятое правило. Вместо того, чтобы обдумывать уже сложившуюся обстановку, перебирать варианты решений и выбирать из них оптимальный, водитель экономит то самое драгоценное время. Если сокращается время, за счет которого мы реагируем на опасность, то возвращаясь к началу материала мы сокращаем и степень риска попасть в ДТП из-за того, что мы просто не успели его предотвратить.